Как правильно выбирать франшизу?

Инвестиционные возможности

При выборе франчайзингого проекта необходимо реально оценивать свои возможности в плане инвестиций. Франчайзи стоит четко понимать, сколько денег у него есть и сколько денег он сможет привлечь. Важно знать, что инвестиции могут понадобиться, уже в первые месяцы работы по франшизе. Поэтому, если средства, которые франчайзи собирается вложить — последние, лучше не рисковать, ведь обороты, декларируемые франчайзерами, могут относиться к фирмам, работающим на рынке более года.
Рассмотрим несколько примеров, которые встречаются, как в целом на рынке франчайзинга, так и конкретно по своим франшизам. Возьмем франшизу «островка» в торговом центре, который может торговать, например, сладостями, кофе, перчатками, одеждой и т.д. Допустим, заявляется, что, для реализации этого проекта требуются инвестиции от пятисот тысяч рублей. Люди смотрят и радуются: «Здорово, всего пятьсот, а у меня есть шестьсот, еще и сто останется». Они покупают эту франшизу, платят паушальный взнос, и у них хватает денег на то, чтобы открыть торговую точку. Но, при этом чаще всего они не учитывают арендную плату за несколько месяцев, ее резкие повышения, работу торговой точки в первые месяцы в минус, необходимость маркетинговых затрат и расходов на продвижение. Покупая такие торговые точки, многие ждут, что деньги на них будут сыпаться с неба. Однако этого не происходит. И в большинстве случаев, виной этому становится отсутствие какого-либо маркетинга и продвижения. Предприниматель не заказывает рекламные листовки и флаеры. Он и его сотрудники не ведут социальные сети. У них, зачастую, даже нет сайта. Именно поэтому такие торговые точки работают до того момента, пока у их владельца есть деньги. Как итог — подобные «островки» с завидной регулярностью появляются и в течение пары месяцев перестают работать. Всё потому, что надо оценивать свои инвестиционные возможности. Если заявляемая стоимость франшизы пятьсот тысяч рублей, то нужно иметь, хотя бы миллион, на непредвиденные расходы, на маркетинг, на финансовую подушку безопасности, зарплата, аренда и так далее.
Один бизнес требует организации офиса, найма менеджера по продажам, наличия рекламного бюджета. Помимо всего перечисленного, предпринимателю стоит знать окупаемость в конкретном регионе и субъекте.
Немногие предприниматели учитывают и фонд оплаты труда руководителя компании при покупке франшизы. Конечно, если франшиза стоимостью до миллиона, то, скорее всего владелец сам будет выполнять функцию генерального директора. Малое предприятие предполагает, что чистая прибыль и есть доход гендиректора, доход владельца. К примеру, во франшизе «Академии капитала» фонд оплаты труда и зарплата гендиректору не прописывались, потому что он там не нужен. Ведь те, кто покупают франшизу, и являются руководителями. При стоимостях франшизы выше миллиона, бизнесу уже нужен руководитель. Предприниматель должен понимать, что в этом сегменте другие рынки, другие риски, прибыли и доходы.
Возможности времени.

Выбирая тот или иной франчайзинговый проект, стоит реально оценивать возможности свободного времени, необходимого на ведение этого бизнеса. Франчайзинг – серьезный бизнес. Необходимо определиться, будет ли предприниматель управлять им лично, или же просто станет вкладывать в него деньги. Не исключено, что у него может просто не хватить времени на управление новым бизнесом. Какой бы привлекательной не была франшиза, в управление проектом необходимо вкладывать своё время, энергию и эмоции. Особенно для малого бизнеса, где паушальный взнос составляет до миллиона рублей. Если говорить о нашей компании, мы не продаем «волшебную таблетку», не говорим, что в случае покупки человеку ничего не придется делать, а доход вырастет сам, как в финансовых пирамидах. Работая с нами, человек сэкономит достаточно много времени, обойдя ошибки, которые когда-то совершали мы. Человек сэкономит денег, у него будет поддержка и готовый маркетинг, но, несмотря на все это время в бизнес вкладывать все равно будет необходимо. Вопрос в том, сколько времени человек готов тратить. Если предприниматель отдает бизнесу в той же «Академии капитала» десять часов в день, то будет определенный результат. Если он уделяет делу один-два часа в день или даже в неделю, то надо понимать, что результат будет совершенно другой.

 
Возможность соблюдать стандарты.

При выборе франшизы важно рассматривать возможность соблюдения стандартов. Хватит ли у Вас времени и сил на то, чтобы их соблюдать? Стандарты в малом бизнесе – это одно. Совершенно другое дело – это стандарты, например, в KFC или McDonalds, где уровень автоматизации такой, что любое нарушение стандартов ведёт к огромным штрафам.

 

Оценка местного рынка.

При покупке франшизы с интересным уникальным товаром, которого нет в городе и даже в регионе, где у предпринимателя совершенно нет конкуренции, большинство ошибочно предполагают, что будут одни с таким товаром и поэтому их дела пойдут в гору. Дела же зачастую обстоят кардинально по-другому. Наличие конкуренции означает, что рынок сформирован, то есть клиенты есть, и их много. Соответственно, если конкурентов нет, то и рынка нет. Если продукт совершенно новый, конечно, можно его раскрутить. Но для этого понадобится много времени и большое количество инвестиций.
Лучшим решением будет — рассматривать франшизу, которая уже понятна и востребована рынком. Например, строительство малоэтажных домов, которое растет, несмотря на кризис. Согласно данным статистики, с каждым годом этот рынок неуклонно растет. Еще недавно, пять-шесть лет назад, желание людей поменять квартиру на свой коттедж или дом с земельным участком было в диковинку. В то время, покупались и строились только дачные дома. Сегодня, купить коттедж — желание многих и оно уже стало определенной нормой. Люди хотят переехать в загородный дом, иметь большое жилье. Рынок растет.
Еще пример, в кризис сильно вырос рынок маркетинговых услуг, особенно интернет-маркетинга. У нас много клиентов, которые в хорошие времена до кризиса вообще не задумывались о каком-либо продвижении, о создании сайтов, представительстве в социальных сетях, контекстной рекламе. Пока было все хорошо, не было смысла, как они сами считали, тратить на это деньги. Грянул кризис – поток клиентов существенно сократился, особенно в тех сферах бизнеса, которые были завязаны на евро, доллар и т.д.
Например, один из наших постоянных клиентов — салон дорогой итальянской мебели. В нем очень всё поменялось с кризисом и естественно, стали нужны услуги маркетологов. Те люди, которые отказывались от услуг два-три года назад, стали сами обращаться и звонить с просьбами: «сделайте что-нибудь, мы не знаем, что делать, мы на грани закрытия». Поэтому если Вы занимаетесь бизнесом, нужно всегда вкладываться в развитие, а с точки зрения франчайзинга, ставить на нишу, которая в кризис тоже развивается, и в которой сохраняется спрос.

 
Численность населения.

Вам надо понять, будет ли население покупать Ваш товар или пользоваться Вашими услугами. Можете ли Вы ответить на вопрос, каково население в Вашем городе? В небольших городах, где население до миллиона человек, лучше продаются услуги. В Москве, к примеру, можно продать все что угодно, главное, чтобы бизнес-план сходился. А в небольших городах лучше продавать услуги, потому что издержки при этом небольшие. Соответственно, если человек в этом бизнесе, то на первом этапе персонал ему, либо совсем не нужен, либо нужен в минимальном количестве. А дальше предприниматель «расширяется». Это гораздо выгодней и безопасней, чем открывать упомянутые «островки» в торговых центрах.

 

Представленные в городе марки.

Конечно же, необходимо оценивать, какая конкуренция в городе на данный момент, какие игроки есть со сходными товарами и услугами, насколько они сильны, давно они ли на рынке и являются ли прямыми конкурентами для предпринимателя. Стоит понимать, чем компания, которую предприниматель рассматривает под франшизу, отличается от данных конкурентов. Возьмем наше маркетинговое агентство. У него есть франшиза, которая у всех маркетинговых агентств, практически одинаковая. Люди просто покупают бренд, набор шаблонов, пользуются брендом, который в их регионе, скорее всего, никому не известен. Есть конкуренты, которые делают сайты и всё. Причем есть огромное количество конкурентов, которые работают на низкий ценовой сегмент. С чеками до тридцати тысяч рублей. Соответственно, мы их и конкурентами не считаем, потому что у нас с ними совершенно разный ценовой диапазон. От двадцати тысяч рублей в месяц до девятисот тысяч рублей за услуги, в зависимости от услуги и уровня клиента. Клиента мы чаще всего привязываем к себе надолго: на полгода, на год и так далее. При этом много денег мы вкладываем на продвижение бренда, в том числе и моего личного. К тому же, наша компания оказывает поддержку. Абсолютное большинство франшиз, представленных на рынке это те, от которых предприниматель такого не получит. В лучшем случае, он сможет позвонить по горячей линии, где ему ответит дежурный менеджер. К сожалению, есть очень много компаний, продающих франшизы до трехсот тысяч рублей, а потом не выходящих на связь. Таких компаний немало, поэтому надо быть осторожным.

 
Наличие подходящих площадей.

Это может быть магазин, ресторан, офис. Например, многие компании, работающие в сфере брендовой одежды, не готовы предоставлять франшизы в города, где нет соответствующих уровню их марки торговых центров. В таких случаях надо смотреть, сможете ли Вы обеспечить необходимую площадь или необходимый уровень арендуемых площадей, потому что многие дорогие брендовые франшизы не позволят Вам открыться в произвольном месте, чтобы не портить их имидж. Есть и обратная сторона медали. Когда франшиза стоит двести тысяч рублей, а необходимая инвестиция на ремонт офиса, на приобретения MacBook и кожаных диванов, требуемых франчайзером, составляет около восьмисот тысяч – одного миллиона рублей. Таким образом, люди вкладывают деньги в ремонт и не получают поддержки. Вместо того чтобы вкладываться в ремонт офисов, которые им не принадлежат, а находятся в аренде. На эти деньги они могли бы обеспечить огромное количество трафика, и при грамотном его использовании добиться внушительных результатов.

 

СЕЙЧАС ИДЕТ РЕГИСТРАЦИЯ НА ЗАКРЫТЫЙ ГРУППОВОЙ КОУЧИНГ «ВЫХОД БИЗНЕСА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ»
Регистрация здесь: https://coaching.kirillpryadukhin.ru/

Подписывайтесь
на полезную рассылку по бизнесу
target
Личный коучинг
от Кирилла Прядухина
target
Получи консультацию
по развитию своего бизнеса
от Кирилла Прядухина



Хочу получить консультацию